Новости гражданской авиации Оренбурга

Четверка первых

Оценивая финансовое состояние российских авиаперевозчиков по результатам I полугодия 2010 г., Росавиация, в частности, заключила, что первые пять по пассажирообороту авиакомпаний ("Аэрофлот", "Трансаэро", S7 Airlines, UTair и Oreanir) вопросов не вызывают — они платежеспособны и стабильны. Наиболее понятна бизнес-модель Orenair: эта компания ориентируется на чартерные перевозки в тесном сотрудничестве с крупными туроператорами, и пока продаются туристические путевки, Orenair без пассажиров не останется, о чем говорит ее показатель занятости кресел, в первом полугодии 2010 г. превышающий 97%.
Остальные четыре перевозчика придерживаются сетевой бизнес-модели, в большей или меньшей степени комбинируя ее с чартерными перевозками. Основные итоги работы авиакомпаний за первые полугодия 2008–2010 гг. приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные финансовые и производственные показатели авиакомпаний за первое полугодие в течение трех лет

Авиакомпания

Выручка,
млрд руб.

Прибыль,
млрд руб.

Пассажирооборот,
млрд пкм

Перевозки пасс.,
млн чел.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

"Аэрофлот"

43,0

40,9

48,3

2,252

3,299

3,900

12,71

11,34

15,67

4,39

3,85

5,10

"Трансаэро"

15,4

16,5

24,4

0,112

0,014

0,107

7,97

7,58

11,38

2,07

1,95

2,78

S7 Airlines

18,2

15,5

15,5

0,159

0,138

0,141

6,82

4,33

4,60

2,81

1,89

2,17

UTair

12,6

14,7

17,6

0,661

0,222

0,116

2,31

2,31

3,59

1,51

1,44

2,11

Первое, что бросается в глаза при взгляде на табл. 1, — принципиальное отличие результатов "Аэрофлота" от остальных трех компаний. Опережая их всего в 1,5–3,0 раза по пассажирообороту и в 2,0–2,5 раза по количеству перевезенных пассажиров, "Аэрофлот" по прибыли превосходит конкурентов примерно в 25 раз. Возможно, это связано с обладанием коммерческими правами на большинство международных маршрутов из Москвы и с получением компенсационных платежей за полеты по транссибирским маршрутам, однако объяснение этого явления требует гораздо более детального анализа.
Некоторые выводы о том, как отразился на лидирующих авиаперевозчиках период финансового спада, можно сделать, сравнивая финансовые и объемные показатели их деятельности за докризисное первое полугодие 2008 г. с показателями первого полугодия 2010 г., которое будем считать послекризисным. Удельные показатели выручки и прибыли авиакомпаний на 1 пкм, а также динамика их изменения за два года представлены в табл. 2. Уникальные особенности экономики "Аэрофлота" видны и в табл. 2. Компания имеет сравнимые с другими перевозчиками показатели удельной выручки на 1 пкм и в то же время ее удельная прибыль на порядок превышает показатели других перевозчиков.

Читайте также  Планы по обновлению парка авиакомпании OrenAir

Таблица 2. Удельные показатели выручки и прибыли и динамика изменения

Авиакомпания

Выручка на 1 пкм, руб.

Прибыль на 1 пкм, коп.

Изменение I п/г 2010 г. к I п/г 2008 г., %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Пассажирооборот

Выручка на 1 пкм

Прибыль на 1 пкм

"Аэрофлот"

3,38

3,61

3,08

17,7

29,1

24,9

23

–9

40

"Трансаэро"

1,93

2,18

2,14

1,4

0,2

0,9

43

11

–33

S7 Airlines

2,67

3,57

3,38

2,3

3,2

3,1

–33

26

32

UTair

5,45

6,40

4,90

28,6

9,6

3,2

55

–10

–89

Правая часть табл. 2 позволяет сделать количественные выводы об изменении стратегии авиакомпаний после кризиса. "Аэрофлот" умеренно, на фоне других рассматриваемых перевозчиков, увеличил пассажирооборот (на 23%) и, снизив удельную выручку на 9%, увеличил удельную прибыль на 40%. Элементарными соображениями такой результат объяснить трудно.
S7 Airlines взяла курс на повышение эффективности: сократив провозные емкости путем вывода из эксплуатации парка ВС российского производства и продолжая этот процесс выводом самолетов A310 (возможно, он будет завершен до конца текущего года), компания за два года снизила пассажирооборот на 32% и добилась роста удельной выручки на 26% и прибыли на 32%.
"Трансаэро" и UTair, напротив, взяли курс на расширение объемов перевозок. Пассажирооборот "Трансаэро" за два года возрос на 43%, при этом удельная выручка увеличилась на 11%, а удельная прибыль сократилась на 33%. Вероятно, это можно объяснить значительной долей низкодоходных чартерных перевозок.
Авиакомпания UTair демонстрирует самые яркие изменения. Добившись за два года роста пассажирооборота на 55%, компания одновременно снизила удельную выручку на 10% и удельную прибыль на 89%.
Пока трудно прогнозировать, к чему приведет данная политика, но через полгода имеет смысл добавить к результатам анализа показатели за второе полугодие 2008–2010 гг.

Читайте также  Узкий, но необходимый рынок