Новости гражданской авиации Оренбурга

Меняемся местами

Рост пассажиропотока по итогам первого полугодия был ожидаемым — об увеличении количества путешественников перевозчики и чиновники говорили в течение шести месяцев. Однако есть и неожиданные результаты: с небольшим отрывом от "Аэрофлота" первым перевозчиком на внутренних линиях по числу обслуженных пассажиров стала UTair. Столь же активными на рынке были еще несколько перевозчиков, которым удалось потеснить соперников с их позиций.

Резкое падение количества перевезенных пассажиров, которое пришлось на начало 2009 г., уже к концу года сменилось ростом, а в первые шесть месяцев 2010 г. эта тенденция на рынке лишь усилилась. В общем рейтинге на втором месте укрепила свои позиции авиакомпания "Трансаэро". Основное увеличение у второго по объемам перевозчика пришлось на международные воздушные линии (МВЛ): с 1,5 млн пасс. в 2009 г. до 2,3 млн в 2010 г. Подобные данные могут свидетельствовать о восстановлении туристического потока после кризиса — "Трансаэро" активно развивает именно туристические международные маршруты.
В этом же сегменте вновь удалось значительно вырасти Orenаir ("Оренбургские авиалинии"). В общей сложности пассажиропоток за первые полгода 2010 г. у компании увеличился на 64%. В рейтинге крупнейших перевозчиков на МВЛ Orenair занимает теперь третье место после "Аэрофлота" и "Трансаэро". Расцвет компании, как уже не раз отмечалось, связывают с туроператором Pegas Touristik, который стоит за пополнением парка перевозчика самолетами Boeing 737 и за наполнением их туристами. Еще один проект того же туроператора — компания NordWind ("Северный ветер") в рейтинге крупнейших авиакомпаний на МВЛ поднялась с восьмого на седьмое место. Перевозчик не разрешает Транспортной клиринговой палате публиковать данные о количестве обслуженных им пассажиров, однако если судить по тем компаниям, которые находятся в рейтинге до и после NordWind, то у компании за первые полгода было около полумиллиона пассажиров.
На ВВЛ первые три строки занимают UTair, "Аэрофлот" и S7 Airlines. Причем если смотреть на результаты группы S7 (в которую кроме S7 Airlines входит авиакомпания "Глобус"), то "Аэрофлот" и вовсе оказывается на третьем месте. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев не раз выражал недовольство недостаточной долей перевозчика на внутреннем рынке. В интеграции дочерних авиакомпаний "Нордавиа" и "Донавиа" в общий бизнес "Аэрофлота" особых успехов достигнуто не было, так что суммирование показателей в рамках группы "Аэрофлота" на данный момент едва ли оправданно. Тем не менее неторопливо продолжается процесс дальнейшего расширения группы за счет аккумулирования шести государственных авиакомпаний, прежде переданных в управление "Ростехнологиям".
Из новых игроков на рынке в десятку перевозчиков на ВВЛ уже попала "Авианова": компания за первые полгода, по данным ТКП, перевезла 431 тыс. пасс. (хотя менеджеры "Авиановы" еще в июне говорили о полумиллионе путешественников) и заняла седьмое место в рейтинге.
Однако растущее количество пассажиров далеко не всегда означает улучшение финансового состояния авиакомпаний. Несмотря на рост пассажиропотока, представители АЭВТ весной 2010 г. отмечали, что финансовое положение многих перевозчиков по-прежнему остается сложным. У UTair вместе с увеличением количества пассажиров в I квартале 2010 г. в 4,6 раза вырос убыток по РСБУ; он составил 687,193 млн руб., тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 147,873 млн руб. В "Трансаэро" вновь заговорили об идее размещения IPO. В нынешней экономической ситуации бурный рост пассажиропотока неизбежно связан с увеличением долговой нагрузки на авиаперевозчиков, покрывать которую придется либо за счет операционной деятельности путем повышения эффективности и роста тарифов, либо за счет увеличения уставного капитала и изменений в составе акционеров.

Читайте также  Авиакомпания OrenAir назначена на новые рейсы из Ростова-на-Дону