Новости гражданской авиации Оренбурга

Парки растут

Российские авиакомпании не объявляли о радикальном сокращении количества самолетов во время кризиса 2008–2009 годов. Более того, некоторые перевозчики продолжали получать дополнительные ВС даже в этот сложный период. Поэтому при росте рынка далеко не всем из них потребовалось увеличивать парк. Те же, кто делает ставку на значительный рост пассажиропотока, активно увеличивают флот и в 2010 году.

Западные ВС фактически вытеснили самолеты советского производства из парков российских авиакомпаний. Тенденция замены продолжается и в этом году: перевозчики чаще покупают иностранные суда. Самолеты, произведенные российскими компаниями в партнерстве с производителями из других республик СНГ, также поступают в парки, однако пока их значительно меньше, чем иностранных.
"Аэрофлот" в 2010 г. получил десятый широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет А330, а также 33-й самолет А320 (общее количество машин семейства А319/320/321 в компании превышает сейчас 60). Начало поставок А330 пришлось на зимнее расписание 2008–2009 гг. — самый сложный период для авиакомпаний, когда количество пассажиров постоянно сокращалось. Но вместе с ростом числа пассажиров стала расти заполняемость кресел нового флота. Также "Аэрофлот" должен получить в 2010 г. первые SSJ 100 — их поставки уже неоднократно переносились, вероятно, что и в этом году перевозчик не начнет эксплуатировать эти отечественные ВС.
Второй крупнейший российский перевозчик — S7 Airlines вместе с входящей в структуру S7 Group авиакомпанией "Глобус" практически не расширяли парк. S7 Airlines сосредоточилась на повышении эффективности эксплуатации существующего флота, из которого уже выведены ВС российского производства. Также парк компании до конца года могут окончательно покинуть самолеты А310. Перевозчик за два года снизил пассажирооборот на 32% и добился роста удельной выручки на 26% и прибыли на 32%.
Наиболее активной в приобретении новых самолетов оказалась авиакомпания UTair — она начала в этом году эксплуатировать сразу два новых для себя типа: среднемагистральный Boeing 757-200 (у компании сейчас две такие машины), а также региональные 50-местные CRJ200. Появление Boeing 757-200 в UTair объясняют желанием более активно работать на чартерных направлениях. Представители перевозчика говорят, что два Boeing 757-200 "были взяты в аренду", не раскрывая подробностей сделки. Но на рынке не исключается возможность того, что самолеты были приобретены одним из крупных российских туроператоров, который поставил их под флаг компании (на одном из фото самолета VQ-BEY, еще не окрашенном в цвета UTair, на законцовке крыла можно было увидеть логотип туроператора Anex Tour). Подобным образом в свое время поступил туроператор Pegas Touristik, самолеты которого сейчас летают в Orenair. Для туристической компании не всегда выгодно запускать собственного перевозчика, поэтому на российском рынке появилась подобная схема взаимодействия с действующими авиакомпаниями. Самолеты CRJ200 UTair начала эксплуатировать в апреле 2010 г. Сейчас у перевозчика шесть таких машин, а по контракту в общей сложности он должен получить 15. Машины производства канадской Bombardier должны заменить на маршрутах самолеты Ту-134. Расширение парка уже привело UTair к значительному росту пассажиропотока — в течение первых восьми месяцев 2010 г. он увеличился более чем на 30% и превысил средний рост на рынке.
Быстрыми темпами растет количество клиентов у другого перевозчика первой пятерки — авиакомпании "Трансаэро". В отличие от UTair, специализирующейся в первую очередь на внутреннем рынке и исходя из этого выбирающей самолеты средней вместимости, "Трансаэро" более активно работает на международных туристических направлениях, поэтому делает ставку на широкофюзеляжные машины. В сентябре перевозчик получил седьмой Boeing 777, в общей сложности у компании сейчас 55 самолетов. Эксплуатировать Boeing 777 "Трансаэро" начала весной 2009 г.; до этого широкофюзеляжный парк компании состоял из Boeing 747 и Boeing 767, на данный момент в парке по 12 ВС каждого типа. В планах авиакомпании сейчас расширение маршрутной сети в США: "Трансаэро" рассчитывает выйти на рейсы Москва—Нью-Йорк и Москва—Майами. ГТК "Россия", которая растет медленнее, чем остальные участники первой пятерки, но пока входит в число лидеров, в этом году привлекла внимание эксплуатацией российско-украинских Ан-148. Первые два ВС перевозчик получил в 2009 г., еще три самолета поступили в парк в 2010 г. Если первые машины поставлялись с задержками, то пятое ВС Воронежское акционерное самолетостроительное общество передало заказчику точно в срок.
Российский самолет — правда, с вторичного рынка — получила еще одна крупная российская авиакомпания, Orenair. В конце апреля перевозчик начал эксплуатировать ВС Ту-204-100. Согласно сообщению авиакомпании, машины этого типа должны заменить Ту-154, которые выводятся из эксплуатации. На конец апреля парк магистральных судов Orenair состоял из пяти Ту-154, восьми Ту-134, а также семи Boeing 737-800, четырех Boeing 737-500 и двух Boeing 737-400. Первый самолет Ту-204-100 в Orenair имеет бортовой номер RA-64017. C 1996 г. эта машина эксплуатировалась в компании "Пермские авиалинии", затем в авиакомпаниях "Сибирь", Red Wings и "Авиастар-Ту". По итогам первого полугодия 2010 г. Orenair заняла третье место по количеству перевезенных пассажиров на международных линиях, оказавшись сразу же за "Аэрофлотом" и "Трансаэро". Подобных результатов компании помог добиться резко возросший туристический рынок.
В 2010 г. парк расширял также и новый лоукост-перевозчик — "Авианова". Начав полеты в августе 2009 г. на двух А320, впоследствии авиакомпания довела их количество до пяти. "Авианова" намерена и дальше расширять флот, но в 2010 г. этот процесс пришлось отложить из-за изменений таможенных правил на российском рынке, связанных в том числе с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.
Приобрести дополнительные ВС, пусть даже и на вторичном рынке, в этом году смогли также региональные перевозчики. В течение многих лет покупка ВС таких классов была практически невозможной для небольших компаний, но, в частности, отмена пошлин на эти типы позволила авиакомпаниям расширить флот. "Ак Барс Аэро" (бывшее Бугульминское авиапредприятие) получила в апреле первый CRJ200, а к июлю увеличила их количество до пяти. Самолеты выполняют рейсы из Москвы, Пензы, Казани, Набережных Челнов. Воронежская авиакомпания "Полет", не первый год эксплуатирующая региональный турбовинтовой Saab 2000, в июле получила Saab 340. Перевозчик начал эксплуатировать это ВС на маршрутах из Москвы в Белгород, Липецк, Ульяновск, Воронеж.
В августе 2010 г. российские авиакомпании получили дополнительный стимул для расширения флота за счет иностранных ВС, поскольку вступило в силу решение Комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана о временном обнулении ввозных пошлин на пассажирские самолеты вместимостью от 111 до 160 кресел, а также свыше 219 кресел. Указанные самолеты можно ввозить беспошлинно при условии заключения договоров и помещения самолетов под процедуру временного ввоза до 31 декабря 2013 г. и на срок, превышающий указанную дату не более чем на 5 лет. Первым шагом к ослаблению существующей системы была отмена ввозных пошлин на самолеты вместимостью до 50 пасс., позже пошлины были обнулены на самолеты вместимостью более 300 пасс.
 

Читайте также  Авиакомпания "Оренбуржье" в 2016–2018 годах приобретет восемь SSJ 100